«Земское
обозрение», № 31, 2004
Президент
Стрелков и «Платформа»
Президент
Нижегородской общественной организации «Провинциальная культура», художник
и арт-директор дизайн-студии «Дирижабль» Евгений Михайлович Стрелков
посетил наш Саратов с новыми проектами и поделился долгосрочными планами.
Евгений Михайлович принял участие в акции «Казанская ярмарка», проведенной
под эгидой Саратовского
государственного художественного музея имени им. А.Н. Радищева
на территории «Дома-музея
Павла Кузнецова» (ул. Октябрьская, 56) в Глебучевом овраге.
В подготовленном научными сотрудниками этого филиала Радищевского музея
тексте, в частности, отмечается: «Во времена советских глобальных прожектов
Глебучеву оврагу было предназначено стать парковой зоной с детскими
аттракционами и видовыми площадками. Однако воплотился лишь проект создания
коллектора для сточных вод, по сути — поток древней реки, менявшей с
течением недолгого времени свое имя: Тайбалык — Глебучевка — Говняевка
или речка-вонючка-коллектор». «Сюда свалили казненных пугачевцев, здесь,
в кладбищенском овраге схоронили рядом с другими репрессированными и
умершего в тюрьме академика Вавилова. Здесь на равных находятся и мечети,
и синагога, и православные храмы. Сюда, в дом-музей художника Павла
Варфоломеевича Кузнецова, стоящий на берегу Глебучева оврага, протоптало
свою узкою тропинку и непонятное современное искусство».
Нижегородец Стрелков уже исполнял в Глеб-овраге акцию «След сада». Теперь
же он предлагает перфоманс «Рыба: волжское застолье». Ассоциативно перфоманс
отсылает к дворовым доминошникам моего детства. Специально изготовленные
крупные «костяшки» домино имеют вместо точек лица людей, сидящих за
столами в разные эпохи. Игра сводится к известной фигуре — «рыбе». Другой
проект, привезенный Стрелковым в Саратов, — компьютерный. Это «саунд-арт»
«Сирены: музыка водохранилищ» при участии Алексея Циберева (программирование)
и Дмитрия Хазана (инженеринг). Саунд-арт описать невозможно, но ощущения
сопоставимы с музыкой Пендерецкого и Штокхаузена. Проект несет ощутимую
экологическую нагрузку.
Стоит отметить, что под редакторством Стрелкова готовится очередной
грантовский альманах «Дирижабль»,
куда войдут творения саратовцев: доцента Сергея Трунева, зав. отделом
музеефикации Радищевского музея Игоря Сорокина и соредактора альманаха
«Василиск» Алексея Александрова.
Сейчас Александров в «Доме-музее Павла Кузнецова» выступил куратором
выставки визуальной поэзии «Платформа».
Выставка вообще существует в двух формах. Сетевым проектом (сайт «Сетевая
словесность») руководит Павел Настин (Калининград). Визуальный же
передал нам куратор питерской выставки Этер де Паньи. В Москве «Платформа»
экспонировалась в Зверевском культурном центре. Перед Саратовом она
побывала в Чикаго, Варшаве, городах Германии, С.-Петербурге, Днепропетровске,
Смоленске. Примечательно участие в «Платформе» издателя журнала «Черновик»
Александра Очеретянского (Нью-Джерси, США), публиковавшего на своих
страницах наших земляков — профессора Алексея Трубецкова, Дину Гатину,
Юзю Леськину и др. Работы в жанре визуальной поэзии, подобные великолепным
«листовертням»
покойного Дмитрия Авалиани, можно скоро будет увидеть как в готовящемся
третьем «Василиске», так, вероятно, и в «Детях Ра». Сейчас в музейных
стенах представлены творения шестнадцати визуалистов. Имеющий глаза
— да увидит, разум — поймет.
Борис
ГЛУБОКОВ