Главный редактор
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика
 
подписаться

Отклики




Газета "Ex libris НГ" от 5 октября 2006 г.

Газета "Ex libris НГ" от 5 октября 2006 года


ВЫБОРЫ И АБОРТЫ


Евгений Степанов. Социальная реклама в России: Генезис, жанры, эволюция. — М.: Вест-Консалтинг, 2006, 122 с.

Евгений Степанов — писатель, культуролог, практик и теоретик рекламы, издатель и главный редактор журналов "Футурум АРТ" и "Дети РА". Книга заявлена как первая монография об отечественной социальной рекламе.
"Эффективная социальная реклама — это не о том, как все плохо, а о том, как приложить маленькое усилие и сделать все хорошо". В стране, где расстояние между станциями "Благие намерения" и "Ад" короче, чем где-либо, такие слова звучат по меньшей мере двусмысленно. Тем не менее попытки "сделать все хорошо" предпринимались достаточно часто. По мнению автора, социальная реклама в России началась с телесных наказаний для курильщиков при царе Михаиле Федоровиче. Степанов высоко — и совершенно справедливо — оценивает роль советских "социальных" плакатов как важную часть "рекламной кампании, цель которой — построение коммунизма". "Не болтай!", "Ты записался добровольцем?", "Родина-мать зовет!" прочно вошли в массовое сознание, давно стали народными.
В современной России социальную рекламу делать сложно. Тягостное бытие определяет тягостное сознание. Как рекламировать "здоровый образ жизни", если "питие есть веселие Руси"? На каком-то сайте я увидела слоган: "Трезвость — неизбежное будущее русского народа!". Жутковато. И неубедительно. Тем не менее, несмотря на все усилия "Крематория", "Гражданской обороны" и "Агаты Кристи", а также поэта Дмитрия Кузьмина (автор почему-то причислил их тексты к "скрытой антисоциальной рекламе"), есть определенные успехи. По данным, приводимым Степановым, ролик "Позвоните родителям!" многих заставил поднять телефонную трубку.
С другими проблемами сложнее. "Выборы" и "аборты", стоящие рядом, становятся какой-то пугающей анаграммой, шифром безысходности, мрачным карканьем "никогда!". Можно и без метафор: социальной рекламы действительно мало, и качество ее часто заставляет желать лучшего. Вы помните какие-нибудь ролики или агитки, скажем, к Дню беременных женщин (22 декабря)? А когда Всемирный день иммигранта, я вам не скажу, дабы не обострять социальные проблемы. Тем не менее Степанов считает, что "социальная реклама в России, как и во всем мире, будет активно развиваться. Это необратимый процесс".


Александра Смирнова