Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
УЗНАВАЕМЫЙ И УНИКАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ГОЛОСЕвгений Степанов, «Младший брат травы», книга стихотворений, М.: «Вест-Консалтинг», 2023
Держу в руках подаренную мне автором книгу. Она прочитана на едином дыхании, без принуждения и форсажа. Тихий, уютный разговор по душам. В этой книге есть главное: узнаваемый и уникальный авторский голос. Ничего новомодного, надуманного и вычурного ни в поиске стиля, ни в графике стиха, ни в ритмике его, но дышит новизной и, простите за странный термин: свежестью. А в сказанном в прямоте откровения: «И ветер осенний
Пронзает насквозь. Все больше сомнений, Что все удалось». нет ни так любимого поэтами ритуального танца «про умру», ни, наоборот, бравады поэтического долголетия.
В то время, когда современная поэзия без оглядки несется к новым формам на космических скоростях, оставив далеко позади себя подуставшего читателя, поэзия Евгения Степанова отрадна силлаботоникой короткой строки, локальной строфы и усеченному до двух-трех, а то и до одной строф — объему, делающими все его стихи запоминающимися до прямого цитирования и растаскивания на афоризмы. Вместимое в геометрию небольшого кубика — любое стихотворение столь емко и полновесно, что в старую загадку о весе килограмма ваты и железа я бы внесла остроумную поправку о его стихах. Они весомее иных коллективных антологий. В них вечные философские смыслы бытия не пафосны, не менторские — ими полны голос рассудка и память во всегдашней оглядке на прошлое и предчувствии будущего. «Негодяи учили морали
И марали святых». «А на до мною небо синее, А подо мной родной суглинок». И уже не тело подчинено сознанию, а сознание телу. «Хочу и буду» против «могу и смею»…
И гравируется читателем: «НЕ УМРИ» на щите души седеющего воина, который слагает новую песнь все о том же, но с новой ярью… И пусть в иных стихах читателю забавиться можно только ворошением углей, так автор, себя испепелив, отстранен, но греют они изрядно. И невольно рождается мысль: а каков же был тогда костер, если уголек так жарок? «Так мужик западает на запах и движется к цели —
К этой узенькой щели, которая сводит, как герыч, с ума. Так язык добывает сахар из леденца-карамели, Так барсук волочит колосья в барсучьи свои закрома». «И бабочка порхает над добром и скверной» — как осознание того, что путь начертан свыше…
С тех самых пор как стал одиноким путником и «братом травы», с тех пор, как явился Христос — человечеством, во сне ли, явью ли, фантазией ли — неважно… главное, что Христос. «Людей не изменить. Смерд алчет стать вельможей.
Кто грешен, то кричит, что светел или свят. Кто прав, кто виноват — прав Иисус-Сын-Божий. Но Иисус распят. Но Иисус распят». И кажется, что именно Он помогает вместить жизнь в 10 строк:
«Жизнь — это храм и кап(н)каны борделя;
страстная кровь и страстная неделя. Жизнь — на плече у меня малолетка; жизнь — это смерть, вожделенно и метко бьющая в цель; это снова-здорово. Жизнь — это сосны в поселке Быково. Жизнь — это жизнь и строка Мандельштама. Жизнь — это Настя, Наташа и мама. Жизнь — это жизнь; схватка духа и тела. Жизнь — это Фёдоров; общее дело». * * * «Жизнь тает точно пастила Во рту — Господь дает отмашку. И невозможно постирать Судьбу — как джинсы и рубашку. И невозможно изменить Ни дня, ни собственного взгляда. И невозможно извинить Себя — а впрочем, и не надо». И возведенный на развалинах Царьграда — его детище — его Поэтоград — ни при закрытых вратах, ведь поэзия — храм…
А потому — всякому входящему скажет без стеснения: «Да я и сам — из грязи в князи;
Ем бутербродики с икрой. А все-таки ни в коем разе Я не приемлю этот строй, Где даже чувства на продажу, Где цель искусства — кошелек, А ежели не хвалишь лажу, То ты дремуч и недалек. А ежели в безумных чатах Не окопался, то забыт. …А мальчик из семидесятых Со мной, как прежде, говорит». И вот, самое мое любимое — у него. Поэта, которого я возвела с первого прочтения в УЧИТЕЛЯ:
«Не точен ни один вердикт,
Я против пафоса гнилого. Ты скажешь: «Человек велик», Я поищу другое слово. Все так, а, может, и не так, Бардак от века и до века. Ты скажешь: «Человек — вахлак», Я заступлюсь за человека». Я не скажу… я и сама из той же субстанции.
Мне отчаянно хочется, чтобы в родном его сердцу Быково, Евгению Викторовичу все больше и чаще писалось и дольше жилось… ибо расцвет и упадок спишет на войны история, лавры отдав Конфуциям. Р. S. B спасибо за контурную карту еще несуществующего мира (как же это в точку!): «Америку большие ждут напасти.
Америка развалится на части. Таков закон огромных величин. А что же будет с нами? Промолчим. Потомки Чингисхана и Наири. Влияние усилят в этом мире. Орда окрепнет, ясно и ежу. А что же будет с нами? Не скажу». Я не знаю, что будет с нами. Но то, что имя Евгения Степанова будет упоминаться не только в связи с именем Нобелевского номинанта Геннадия Айги — мне очевидно.
Он — поэт Настоящего века. Им прожитого, пройденного, осмысленного и воспетого. И сколько еще впереди! Спасибо! С благодарностью,
Елена ТАЛЛЕНИКА От редакции:
Книгу стихов Евгения Степанова «Младший брат травы» можно купить в книжных магазинах «Москва», «Фаланстер» и «Литлавка». Не пропустите! Редакция портала «Читальный зал»
|