Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Александр Балтин  о стихах Евгения Степанова, напечатанных в журнале «Урал»,  № 5, 2023


Понимание людьми друг друга условно: каждый для другого – как верхушка айсберга, тем не менее, интонация, ведущая поэта, выгранивающего четырехгранник четверостишия, обладает вектором правды:

Ты не очень-то тверез и опять идешь в пивную.
И воспринимать всерьез не желаешь жизнь земную.
Не припас мошны тугой, почести отдал Морфею…
…Я немножечко другой, но тебя понять сумею.

Умение понять многое, сочетаясь со своеобразием дара и особостью мировидения, определяют поэзию Евгения Степанова, чья подборка, представленная свежим номером журнала «Урал», объемна и полифонична.
…Длинная строка – это свидетельство желания вместить, как можно больше: из собственного опыта и своеобычного земного арсенала чудес и обыденностей:

— Чем ты занимаешься? — Живу, мучаясь, как лещ, попавший в сети.
Назначаю, мрачный, рандеву той, которой нет на белом свете.

— Выпиваешь? — Пью валокордин, избегать стараюсь капотена.
Но дубина гибельных годин плоть мою калечит откровенно.

Я теперь и болен, и нелеп, и дошел до ручки (или точки).
Не покажет умный Google Map райские земные адресочки.

Будет жизнь получше опосля — в садике библейского Эдема.
А покуда ноги жжет земля и какая-то опять проблема.

Никто не объяснит сущности мучений, которым подвергают нас на оном свете; никто не объяснит необходимости смерти самых близких…  Но дело поэта и в этом тотальном ужасе найти гармонию, найти возможность преодолеть невзгоды.
Поэзия Евгения Степанова гармонична. Она, рожденная от светового естества, добавляет лучей окрестному миру, все более предпочитающему черный цвет.
Как неожиданно характеризуется «Природа»:

а против лома нет приема экспансия н(г)он(п)-стоп захват
и как спецназ по стенам дома ползет захватчик виноград

как сладострастные солдаты шагает ландышевый строй
а вот травиночки примяты и плачут на земле сырой

природа не жалеет слабых не слышит раненого крик
а мир трясется на ухабах как проржавевший грузовик

Контрастное сопоставление человеческой агрессии и природных красот интересно отражается в зеркале читательского сознания, заставляя по-новому глянуть на мир.
Беспощадно отношение поэта к самому себе: беспощадно, жестко, и огонь Хиросимы, интересной метафорой входящий в последнюю строку, словно показывает: так и надо!
Незачем себя щадить:

Неподъемна греховная кладь.
Я не то чтобы тать, но — пройдоха.
Я пытаюсь себя оправдать,
Но, увы, получается плохо.

Я пришел… Но пришел не туда.
Не сберег ни друзей, ни любимой.
И невидимой жжет Хиросимой
Бесконечное чувство стыда.

Ибо стыд многое (и правильно!) определяет в акцентах жизни.
Идиллия возникает в стихах Евгения Степанова не часто, но все-таки возникает: верится – она возможна:

В поселке Быково не жизнь, а малина.
В Быково гуляет корова Марина
И травкой питается возле пруда.
Трава — это лучшая в мире еда.

В поселке Быково и сосны, и елки.
И белки (им очень вольготно в поселке).
И стрелки часов никуда не спешат.
И времени можно найти для стишат.

Подмосковный поселок оживает: летний и славный, красивый и нежный…
Круг метафизических метаморфоз расцветает словесными цветами; и мерцают они, словно переходя друг в друга:

В душе — и пламя, и морозы.
И жизнь, и смерть. Метаморфозы.

Метаморфозы. Метакод.
Тот, кто родился, не умрет.

Как мне рассказывал Овидий,
Я мог бы супом стать из мидий.

А мидия могла стать мной
В какой-нибудь судьбе иной.

Подборка поэта, представленная замечательным журналом «Урал», перекипает живой плазмой жизни; и алхимия ее – вечно таинственной, всегда неразгаданной – завораживает.

Александр БАЛТИН