Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Александр Олейников. Еще не вечер. М.: «Вест-Консалтинг», 2022Услышав словосочетание «Еще не вечер», мы обычно чувствуем легкий прилив сил: еще не все потеряно, пока еще есть время, чтобы успеть… (Нужное вставить, его каждый заполняет сам согласно своим жизненным ценностям.) Истечение сроков, образно выражаемое словом «вечер», отодвигается, а значит, жизнь продолжается. Разве это не повод для оптимизма?
В своей книге, озаглавленной столь обнадеживающе, Александр Олейников уделяет большое внимание философским вопросам бытия. Он создает форму достаточно простую и вместе с тем легко узнаваемую, тяготеющую к афористичности. Пафос его лирического героя связан с особенностями авторского изложения, которое намертво врезается в память. Попробуйте это не запомнить!.. Рифма-то более, чем распространенная, а содержание эффектно и поучительно: И в этом даже что-то есть:
Чем тоньше лесть, Тем слаще месть. Желание причинить обидчику ответные «неудобства» свойственно человеческой натуре, но может ли эта сила действительно восстановить справедливость? Зло уже совершено, и «ответочка» лишь раскачает маятник: зла на земле станет не меньше, а больше.
Современные басни берут за основу классические мотивы. Вот и автор этой книги активно осваивает древний жанр, однако жанровое содержание его произведений относится к XXI столетию, а героем иной раз выступает… внедорожник. Ага. Джип. Сами понимаете, что от «адской машины» автор требует аккуратности на дороге так же негодующе, как некогда простые граждане призывали к порядку ухарей-купцов, разъезжающих на «тройках» породистых лошадей: Теперь смелее разъезжай!
Ведь трусом быть негоже! Но грязью ты не обдавай, Пожалуйста, прохожих. В общем, соблюдайте правила дорожного движения. Не чуждо автору и осмысление масштабных политических процессов. В басне «Война холодильника и телевизора» Александр Олейников изящно объясняет причину революционной ситуации в стране:
Но люди все прекрасно знают, –
У нас понятливый народ, – Что голодранцы побеждают, Когда их голод доведет. Эх, времена… Сейчас никого не удивишь простым и естественным разъяснением источников социальных неурядиц, но попробуй-ка так напиши, скажем, лет семьдесят назад… Впрочем, времена меняются, а стремление человека философски осмыслить этот мир остается. Как и осознание того, что человеческое существование базируется на библейских постулатах. Автор задает самому себе проверочный вопрос, который по мере прочтения становится риторическим:
Зачем мне накопления?
Зачем они мне тут, Когда до потопления Осталось пять минут? Стяжательство, конечно, грех. Но тут вопрос гораздо серьезней: надо ли копить «на черный день» (все-таки в миру живем, кушать хочется, да и о будущем в рамках отпущенного думать стоит) или же сосредоточиться на приготовлении к жизни вечной? Это стихотворение содержит в себе как упоминание о Всемирном потопе, так и предостережение, что времени у нас осталось гораздо меньше, чем мы представляем. Особенно оно актуально сейчас, когда мечтаешь только об одном: чтобы никакой ядерной войны, пронеси, Господи… Кстати, о Боге и о конечности жизни автор тоже размышляет, и рассуждения его весьма категоричны, поскольку он строг к себе:
Господь возьмет мою тетрадь,
Ошибки подчеркнет. А время, чтобы исправлять Их даст? Хотя бы год? Впрочем, год – это роскошь. Тут бы в завтрашний день без потерь войти… Но пока мы живы, есть возможность осмысливать эту жизнь, откликаясь на злободневную действительность как философской лирикой, так и неувядаемой, хлесткой басней. Басни вообще сейчас мало кто пишет, хотя жанр не утратил своей актуальности. Только раньше писали все больше про антропоморфных животных, высмеивая те или иные пороки, а сейчас общество само задает тон, о чем писать. Героем басни может стать даже… сыр пармезан. И не утратившая злободневности на фоне импортозамещения тема противостояния отечественного и заграничного образа жизни (вспоминаем известное «А сало… русское едят!») теперь звучит чуточку по-другому. Автор подчеркивает еще и теперешний дефицит некоторых продуктов, которые предназначаются исключительно для гурманов, для тех, кто оторвался от народа:
Сегодня ты деликатес,
А завтра, может, ты исчез. И снова, как и везде, завуалированный призыв: помните о главном. Лучше питаться попроще, но жить на этой грешной земле. И, конечно, оставаться самим собой, а не как переполошившая весь пруд рыбина из басни «Ипостаси карася». В этой нравоучительной форме автор «припечатывает» бесполезные попытки отдельных членов общества воображать себя кем-то иным, нежели они есть:
Позвольте кончить мне на сем.
Быть баснописцем – мука! Тот, кто родился карасем, Навряд ли станет щукой. Читая книгу Александра Олейникова, убеждаешься, насколько велика трансформация басенного жанра в современных условиях. Содержание изменилось до неузнаваемости, но структура и предназначение – аллегорически показать людские пороки – никуда не исчезло. Еще есть что исправлять, а значит, есть, кому учить народ в иносказательной форме. Новый сборник автора, рассчитанный на широкую аудиторию, заинтересует тех, кто в последний раз сталкивался с жанром басни еще в школьные годы. Будучи созвучной современному читателю, эта книга наверняка направит его мысли в созидательное русло.
Ольга ЕФИМОВА
От редакцииВ печатном варианте рецензия Ольги Ефимовой на книгу Александра Олейникова «Еще не вечер» будет опубликована в газете «Поэтоград», № 12, 2022, и в журнале «Футурум АРТ», № 2, 2022.
Редакция портала «Читальный зал»
|