Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Обозрение газеты «Поэтоград», № 1, 2024Накатывает волнами былого, увиденного сквозь призмы современности, прошедший, максимально предметный мир:
Ходят слухи, что скоро конец света.
Закупка гречки, хозмыла, москательного товара. Еще в ходу — Алёнка, Мишки — шоколадные конфеты, но всего, даже пеньки, мало. Это значит — мы приближаемся к бездне, она же поглядывает на нас. Это время петь последние песни и маску носить, как носил Фантомас. Мир Андрея Грицмана, стихотворением которого открывается первый в этом году номер «Поэтограда», вообще предметен и конкретен, но так, что сквозь все названные и обозначенные предметы и явления просвечивает ранимая и чуткая душа человека…
Двадцать лет широкого бытования журнала поэзии «Дети Ра» приветствуют многие поэты и прозаики, о чем пишет, цитируя высказывания многих авторов, Сергей Киулин. Детски-метафизическая ритмика, словно несколько расшатанная и совершенно беззащитная, слоится огнями откровений, — огнями, зажженными собственным даром, отшлифованным опытом и болью, счастьем и постижением бытия: Что мне сказать полуночным глазам твоим,
речному твоему, неомраченному взгляду? Если мы об этом заговорим, нас посадят вместе в одну палату, и потому, разглядывая отражения света на роговице, я думаю: ты — самое неразгаданное из прочтенного в лицах… Так поет Любовь Берёзкина, чьи ветхозаветные ассоциации проводятся через меру индивидуального языка, щедро наполняющего нишу мира:
Ветер по мелководью,
в темном зрачке — листва, свет обрастает плотью Господнего Рождества, небо поет, Адаме, в дерево, облака, высится меж холмами прозрачное яблоко. Белые птицы зимы, точно в сказочном мире, превращаются в плотную пелену снегов, отливающих синевой тайны и перекипающих волшебными огнями мечты:
Ветвей невидимые знаки,
То холм белеющий, то ров, И буераки, буераки Всепоглощающих снегов. Книга природы внимательно прочитывается Любовью Берзиной:
Горит вокруг сирени морок,
Дождь всхлипывает и звенит. Здесь каждый куст, любим и дорог, Со мной листвою говорит… Евгений Степанов мускульно сжимает действительность до пульсирующей краткости стихов, пропитанных мудростью и точностью:
Я вижу из окна кусочек леса,
Я слышу запах трав и гомон птиц. Провинция прекрасна, как принцесса. Одна печаль-досада: я не принц. Провинция чище, не столь пропитана деньгами, меньше искажена гонкой за внешними достижениями, и поэт, точно улавливая биение ее пульса, красиво раскрывает благородный провинциальный код.
Среди пустынных почерневших нив
Стоит подсолнух, голову склонив. А над его склоненной головой Кружит грачиный беспощадный рой. Мне эта сценка невеселая видна Из школьного глазастого окна. Оптическая точность эпитета. Глазастое это окно завораживает, как бездна, которую каждому придется прожить… в одну секунду. Именно столько (с точки зрения вечности!) длится жизнь, и поэзия — наивернейшее средство продлиться в вечность.
Акварельная нежность сказок Надежды Бабаевой будет интересна… не только детям. Универсальность, заложенная в этих мудрых сказках-притчах, заставит задуматься и взрослых. В том числе о сущности потерянного детства. Созвездия созвучий Дмитрия Дарина окрашены своеобразным чувством небесности: И снова Солнце, сделав круг,
Уронит мир из желтых рук, И за небесным алтарем Зажгут серебряным огнем Созвездий свечи. Сильно работают, перекликаясь, звуки, подчеркивая значение таинственных, словно алхимией осиянных, смыслов.
Корневая деревенская Русь — столь неожиданная сегодня — словно открывается новой современностью в ритмах и строфах поэта: Какая здесь живая тишина,
Какие ласковые зори, Здесь каждая береза мне княжна, И вяз – что витязь на просторе. Глазами не измерить, не объять Того, что Родиной зовется, И журавель все учится летать Над покосившимся колодцем. Виртуозно скрученный Ольги Ефимовой поэтический кроссворд завершает газету, в которой щедро раскрывается художественно-словесное богатство современной русской речи.
Александр БАЛТИН
|