Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 6 (92), 2012


Рецензии


Наиля Ямакова. «15.30». Стихотворения. —
Санкт-Петербург, «Геликон Плюс», 2012

Нет ничего более увлекательного, чем чтение поэтических книг, в состав которых включены стихи, написанные одним автором за большой промежуток времени. Пять, десять, пятнадцать лет. Словно разглядываешь фотографии в альбоме. Вот он, автор-подросток: первая любовь, трали-вали, все дела. Строчки ломкие, угловатые. А вот уже формы округлились, фразы набухли, подобно (сейчас скажу пошлость!) почкам на деревьях. Мысли дают первые весенние побеги.

Полудевочка, полуженщина.
Вдоль души и вдоль тела трещина.
______

Спокойной ночи —
пусть тебе
приснится сон
про солнце.

Узнав о том, что у Наили Ямаковой вышла книга «15.30», куда вошли стихи, написанные ею за пятнадцать с небольшим лет, в предвкушении увлекательного чтения, мной было сделано (подробности о своих приключения опускаю, поскольку они не имеют особого значения) все, чтобы эта книга оказалась передо мной. И вот она здесь, у меня в руках. Тяжелая, вкусно пахнущая, с фотографией автора на обложке… Можете смеяться, но я ощущаю себя по-детски счастливым человеком.

Какая радость, Господи, в груди.
(…)
И вспомним золотые времена,
И вспомним золотые имена,
И вся моя злосчастная вина
Глядит в глаза, и я ей только рада.

Интересно наблюдать за тем, как растет автор и вместе с этим меняется его отношение к окружающему. Казавшиеся яркими картины мира, спустя полтора десятка лет, темнеют, уходят краски. Сначала он видит себя если уж не вселенной, то точно ее центром, а потом — всего лишь, маленькой, сравнимой с каплей дождя, стекающей по стеклу, ее частью:

В 16 лет я слишком четко вижу
Фигуры, переходы, перемены.

(1996-98 гг.)

Россия в темноте, везде темно.
Вниз по стеклу стекают быстро капли.
Сплошное черно-белое кино —
Но непонятно: Гитлер или Чаплин.

(2010-12 гг.)

Наиля Ямакова — достаточно известный питерский автор. Она много публикуется, выступает на литературных вечерах. Ее стихи переводились на английский, французский и сербский языки. «15.30» — третья по счету книга. До этого выходили: «Приручение» (2006) и «Держи в руках» (2009). Стоит сказать, что предыдущие книги вошли в новую — как составляющие некоторых стихотворных циклов.

Держи в руках, держи себя в руках.
И смерть легка, и небо в облаках.

«15.30» выпущена в издательстве «Геликон Плюс». Это издательство не только создал, но и руководил им до самой своей смерти Александр Николаевич Житинский, поэтому испытываешь чувство некоторого восхищения Наилей, когда видишь, что ее новая книга посвящена его памяти.

Все продано и предано давно,
Сокуров снял про Фауста кино,
и смерть любимых так же неизбежна.
пусть человек не властен над судьбой,
Но властен — хоть немного — над собой.
и небо звездное у нас над головой
По-прежнему бездонно и безбрежно.

В книге восемнадцать разделов. Тексты разбиты и по годам (с 1996 г. и по 2012 г.), и по стихотворным циклам. По датам, которые стоят в оглавлении, можно проследить пятнадцатилетнюю творческую жизнь автора.
Листаешь страницы, всматриваешься в слова-лица. Автор учится, работает, отдыхает — живет. Тут рядом с ним друзья, там — родственники. Здесь — одиночество, меланхолия. Наконец, твердая походка, прямой взгляд, фразы стройные, речь внятная. У него еще нет уверенности в завтрашнем дне, но уже есть осознание того, что кому-то нужен. Пусть даже только самому себе, но нужен. Юношеский максимализм уходит, на смену ему появляется житейская мудрость. Внешняя неустроенность и оторванность от жизни, которые служили темами для первых литературных опытов, уже мало беспокоят. В сюжеты стихотворений вплетаются чужие беды и радости, сторонние разочарования и надежды, которые теперь воспринимаются как свои, единственно возможные и самые ценные.

Дмитрий АРТИС