Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерРецензии«Свойства страсти. Русские поэты ХХ века». Составитель — Сергей Кузнечихин, Красноярск, 2010
Антология Сергея Кузнечихина вызывает двойственное ощущение.
С одной стороны, мне совершенно очевидно, что это одна из лучших книг 2010 года. Лирика замечательных поэтов — Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Игоря Северянина, Владимира Высоцкого, Бориса Пастернака, Георгия Оболдуева, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Вениамина Блаженных, Юрия Влодова, Аркадия Кутилова, Валерия Прокошина, Екатерины Горбовской, Нины Красновой и многих других классиков и современников. Собраны шедевры «Сыпь, гармоника!» (Есенин), «Сегодня я с большой охотою» (Высоцкий), «А собственно, кто ты такая (Евтушенко), представлены малоизвестные стихи. И все хороши, все берут за душу, все говорят о наболевшем, выстраданном. С другой стороны, эта книга показывает уровень востребованности подлинной поэзии в современной России. Антология вышла тиражом пятьдесят экземпляров! Даже не пятьсот, именно пятьдесят. Факт налицо: коммерческая макулатура вытеснила поэзию, задавила ее. Пошлость победила духовность. Говоря еще точнее: зло откровенно и самодовольно торжествует победу… Что же остается? Опомниться. Понять, что так больше не может продолжаться. Что искусство нуждается в государственной поддержке. Хорошие книги необходимы и государству, и обществу. И не может один энтузиаст (в данном случае поэт и прозаик Сергей Кузнечихин) брать на себя функцию государства. Иначе оно неминуемо развалится, поскольку не выполняет то, что должно выполнять. И теперь все-таки о стихах этой антологии. Замечательно, что Кузнечихин представил образцы женской и мужской лирики. Да, мы чувствуем по-разному. А в чем-то очень похоже. Наша современница Тая Немова говорит о трагедии разлуки. Вслед
Ну и ладно, хорошо, Не всплакну ни разу, Хорошо, что ты ушел, Хорошо, что сразу. Я запру плотнее дверь, Дам себе напиться. Хорошо, что я теперь Вольная, как птица. Нет причин варить обед, Покупать обновки… Хорошо, что дома нет Мыла и веревки.
Разве не узнаваемая картина? Все мы так (и женщины, и мужчины) хорохоримся, не ценим того, кто рядом. А когда любимый человек уходит — рвем на себе волосы. Жить не хочется.
Евгений Евтушенко говорит о своих свойствах страсти, показывая детерминизм любви, ее мучительную неизбежность. Одной знакомой
А собственно, кто ты такая, С какою такою судьбой, Что падаешь, водку лакая, А все же гордишься собой? А собственно, кто ты такая, Когда, как последняя мразь, Пластмассою клипсов сверкая, Играть в самородок взялась? А собственно, кто ты такая, Сомнительной славы раба, По трусости рты затыкая Последним, кто верит в тебя? А собственно, кто ты такая? И, собственно, кто я такой, Что вою, тебя попрекая, К тебе прикандален тоской?
Небывалый энтузиазм у меня вызывают стихотворения Нины Красновой. Ее девиз мне особенно симпатичен:
Политики, у нас своя политика. По нашим снам из пушек не палите-ка, Нам не мешайте более лежать И древним способом друг друга ублажать. Политика «ублажать друг друга» — самая правильная политика. Евгений СТЕПАНОВ
|