Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерЛитобозВедущий — Фёдор МАЛЬЦЕВ
Поговорим о № 1 / 2010 журнала «Звезда».
Живой классик русской поэзии Александр Кушнер здесь проявляет чудеса смиренного аскетизма. Жить в сорокаметровой комнате,
Напоминающей дворцовый Зал в украшениях и золоте, Но лучше — в двадцатиметровой. Какая непривычная логика: в двадцатиметровой комнате лучше, чем в сорокаметровой... Поэт ничего не перепутал? Впрочем, логика поэта и логика риэлтора явно различны.
В этом же номере «Звезды» Татьяна Вольтская сравнивает Санкт-Петербуг и Москву. Здесь тоже не обходится без открытий. В Северной столице, как пишет поэтесса, находится «корабль кораблей». Это что за корабль такой? Уж не «Аврора» ли? Но вроде революцию теперь называют октябрьским переворотом? Или нет? Петербург честней,
А Москва веселей. Здесь — корабль кораблей, А там — Мавзолей, Ордынка да Маросейка Кругло катятся, будто пять рублей, А у нас Дворцовая — как копейка, Мокрый снег да тьма, Из дворца — тюрьма Видна, а у них — попроще: На всю площадь воняют мощи. Затыкают носы Государевы псы, Метут метлой, Поднимают вой До Читы-Воркуты, Так что дохнут киты. Услыхав пароль, Вся округа брешет, И звенят, как деньги, башенные часы: Москва — орел, Петербург — решка. Николай Редькин не слишком благожелательно настроен к людям и к самому себе:
А в конце — зима с вином, сугробами,
И салат, и рвота, и салют, И припадок бешенства, и чтобы мы Все подохли! …но не так, не тут. Дмитрий Смагин и вовсе поражает читателя:
Голова на плечах засиделась
загляделась на девичий стан вдруг без спросу покинула тело и скатилась без сил на диван <…> Плохо, поди, без головы?
А вот стихи Игоря Чиннова (1909—1996) поистине замечательные. * * *
Ну что же — не хочешь, не надо (В Италии, утром, вдвоем). Прощай. Ни улыбки, ни взгляда. — К чему о твоем, о моем? Ну что же — не любо, не слушай. Любовь — это яд или мед. Нежнее, грустнее и глуше Нам Шуман нешумный поет. Ну что же — что верно, то верно: Я слишком красиво сказал. В не очень красивом Салерно Не очень красивый вокзал. Ну что же — кивни из окошка, Махни на чужую любовь. Посмейся: «Любовь не картошка, Недаром к ней рифма — морковь». Ну что же — что было, то сплыло. Комедия встреч и разлук. Не скучно, Земное Светило, Привычный описывать круг? В «Литературных известиях», № 3 / 2010 запомнились стихи Владимира Ермолаева, Ирины Голубевой, Ирины Репиной, рассказы Любови Щербининой.
Ирина Репина наиболее сильна, на мой взгляд, в трехстишиях — метафорических, неожиданных. Вот, например, одно из них: Лунное затмение
Черная кошка свернулась на диске. Кровь размыла края. Конек Владимира Ермолаева — алогичное, ассоциативное мышление. Его верлибры непредсказуемы, в известной степени сюрреалистичны.
вспышка
каменистый гигант осколок бивня вмерзший в основание Антарктиды след пилигрима оставленный в ледяной воде упрямо вспугнутый ясень дерево на восходе протуберанец Земли вспышка знания над беспросветностью городов растерзанный звездами астронавт самонаводящийся спутник хранитель и растратчик стратосферных сокровищ не говори что путешествие завершилось лучше прислушайся сердце этого ландшафта еще бьется взгляни вселенная расширяется ты молод а мир моложе тебя Ирина Голубева пишет сугубо традиционные стихи, они очень душевны, лиричны.
Нет, как нет, и нет следа,
отгремело — гром забылся, в майском утре растворился и простился навсегда.<…> |