Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 5 (127), 2015


Литобоз


Ведущий — Владимир Коркунов

МОНОЛОГ О ВЕЧНОМ

Подборка Джулии Демидовой «Оставайся моей тоской» («Зинзивер», № 3 / 2015) — вторая, опубликованная в «Зинзивере». Но первая, в которой она, в прошлом москвичка, представляет город на Неве. Хотя ее поэзия мне всегда казалась питерской — отдающей туманами и моросью непрекращающегося дождя, где сливаются в единое целое русское духовное начало и европейская традиция жизни.
Стихи Джулии — непрерывный монолог, не рассчитанный на слушателя (во всяком случае, это не главное), это самопсихотерапия, дерзновенная попытка понять себя. Очевидна и стилевая перекличка с Мариной Цветаевой — потому, видимо, достаточно часты соответствующие цитаты-эпиграфы:



*   *   *

Жнец — милосерден: сожнет и свяжет,
Поле опять прорастет травой…
М. Цветаева

Вызрело, вымокло кровью раскрытых предсердий:
я ряд продолжаю, только-то и всего.
На перекрестье дорог — Возница, будь милосердней
и кратким путем довези до Царствия Твоего.
Или другой покажи — по осоке и щебню,
так, как сейчас, с перекрестья дорог, преклоняясь, иду.
Зерна горчичные! — веруй: я спею и крепну,
чтобы занять свое место
в ряду.



МЕЖДУ ТВЕРЬЮ И ЛЮБОВЬЮ

Анна Сургур — тоже не исконно санкт-петербургский автор, она переехала в северную столицу из Твери, которая, как известно: «в Москву дверь». В случае Анны зов сердца направил в противоположную сторону — в сплетения поражающей воображение архитектуры, ореола поэтических эманаций, объятий мужа, наконец.
Подборка «Научилась в осени жить» («Зинзивер», № 3 / 2015) не вполне характерна для автора. Историк по образованию, Анна вплетает в повествование много конкретно-географических особенностей.
Когда-то, работая над вступлением к дебютной книге Анны Сургур «Четырехлистник», я обратил внимание на наивное в смысле литературной изощренности, но искреннее стихотворение, разграничивающее ее тверское и питерское бытие:

«Отнял у меня город.
Все, он теперь ревнует.
Взгляд. Равнодушье. Холод.
Лед вместо губ целую.
Мост. Берега четки.
Бетонное коромысло.
Маленькая девчонка.

В этом стихотворении, после более четверти века жизни в Твери, звучит то, что потерялось в повседневности, было обыденным и не таким-то дорогим. Но все обостряется, когда подходишь в некой точке. То ли — невозвращения. То ли — взросления. Что, в принципе, одно и то же.
Это признание в любви, помноженное на расставание с детством и с этой самой любовью».

Сегодня ее стихи выглядят более отстраненно и филологически обточенно:

Город, словно готов шагнуть
Прямо в воду. И не дышать.
Камень-гром и Невы хомут.
Эх, пропащая ты душа….

Оттого ли, что взрослая жизнь душит детские эмоции и разрыв происходит уже не с жизнью «до» (да и всем в совокупности), а где-то на подсознательном уровне, на подкорке — и скрыт даже от всепроникающего любопытства?