Главная страница Главный редактор Редакция Редколлегия Попечительский совет Контакты События Свежий номер Книжная серия Спонсоры Авторы Архив Отклики Гостевая книга Торговая точка Лауреаты журнала Подписка и распространение |
Свежий НомерРецензииОльга Михайлова, «Рябиновый оберег»
М.: «Вест-Консалтинг», 2014 За стихами Ольги Михайловой чувствуется тонкая женская натура, чувствительная к миру и его красоте, запечатлевающая увиденное — как бы приподнимая над сущим. Этот тихий свет, родник, из которого черпает вдохновение Ольга Михайлова, еще не окреп окончательно, но есть все для того, чтобы он порадовал многоцветьем образов и сюжетов. Потому что этот мир жив. А автор имеет талант видеть и замечать. Ценнейшее средство для поэта!
Сборник «Рябиновый оберег» удивительно гармоничен. Здесь традиционные силлабо-тонические стихотворения плавно перетекают в верлибры или строки из записной книжки — как заметки на полях, лирические жемчужинки, а потом переходят — в прозу. Чувствуется, что рифма несколько тяготит автора, сковывает, а потому даже в силлабо-тонических текстах рифмуются подчас только вторые и четвертые строки, иногда и эта рифма условна. Как будто язык требует большей свободы выражения, а любые сдерживающие рамки — и четкий метр, и рифма его сдерживают. Впечатление подтверждается, когда начинают встречаться — каплями, словно дождь начал накрапывать — верлибры. Они и свободнее, и органичнее. Видно, что автора не ограничивает форма, а потому предметы получают не искусственную, а естественную огранку. То есть, огранка и вовсе не видна, зато запечатлена картинка: Сквозь голубые платьица нежного льна —
Лоскуты ранимого неба. Или:
Бегство от серого дождя
В доброе искреннее лето. Я играю с ним в догонялки. Или:
Ласкается море,
Кутаешься в нежность ветерка. Заметьте, насколько точно и, одновременно, легко сказано! Ощущается не только картинка, но внутренний сюжет, текст оживает, он визуален и практически ощутим. Бегство от дождя предстает одновременно погоней за летом. Здесь и обычная пейзажная зарисовка, и попытка философии: мы все стараемся не упустить лето нашей жизни, прожить его полноценно и как можно дольше не вступать в пору осени. Подобный второй подтекст и оживляет стихотворения, делает их из простого запечатления поэзией, то есть — искусством. Наиболее удачные именно такие стихотворения, под которыми обнаруживается второе дно. Таким образом, можно констатировать — у автора есть чувство слова, и оно ограняется. Потому что удачных, а иногда и отличных стихотворений в книге — не одно и не два. Отметим, что подобная лирика вполне актуальна, поэтика Ольги Михайловой напоминает мне словесные экзерсисы Михаила Бару, поэта и путешественника, опубликованные в «Арионе»:
осенний ветер…
из акварели в гравюру превращается сад Согласитесь, нечто родственное есть. Духовное начало, позиция наблюдателя. Намеренный уход от хаоса страстей. Зато ощущается, как падает листва или переговариваются волны. В некотором смысле поэзия Ольги Михайловой дегуманизирована. Природа здесь являет истинную сущность и предъявляет права как минимум равные человеку.
Вот еще несколько характерных миниатюр: Гроза
Переполох в небесах. Начинается гроза. Море встает на дыбы. Или:
Миниатюрной скалой вырос из моря камень.
Как на одинокой планете, Уединился на нем бородач-дикарь И колдует над своим ноутбуком. Или:
Гранат
Красные со светлой каймой бутоны цветков. Красота еще спит. Но, пожалуй, лучшей миниатюрой Михайловой назову следующую:
Отдыхает после утреннего лова
маленькая рыбацкая лодка. Отчаянно пахнут морем еще мокрые сети. Небо в них запуталось. «Рябиновый оберег» — вторая книга Ольги Михайловой и хочется верить — не последняя. Поэтичность ее мира — очевидна. Автор пытается впитать в себя мир, окружающий ее, и переложить на бумагу, не сфальшивив. Это говорит об ответственности перед читателем. Да и перед собой.
Добрых слов заслуживает и поэтическая проза Михайловой. Миниатюрки не большие, но лиричные, можно даже сказать: проникнуты лиричной грустью. И выписаны — без лишних слов и ненужностей. Вообще, тяготение к миниатюрности форм — похвально. Когда мысль можно уложить в несколько строчек, то ей окажется — как и должно — просторно. А это таинство дано не всякому. Ольга Михайлова, на мой взгляд, его постигла. Евгений МЕЛЕШИН
|