Главная страница
Главный редактор
Редакция
Редколлегия
Попечительский совет
Контакты
События
Свежий номер
Книжная серия
Спонсоры
Авторы
Архив
Отклики
Гостевая книга
Торговая точка
Лауреаты журнала
Подписка и распространение




Яндекс.Метрика

 
Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
подписаться

Свежий Номер

№ 4 (114), 2014


Рецензии




«Красными буквами»
Зима 2014: альманах современной поэзии
Составители Ю. Казарин, К. Комаров, Г. Скорикова
Екатеринбург: Оранжевый квадрат, Кабинетный ученый, 2014

Альманах «Красными буквами» изначально планировался не просто как сборник стихотворений молодых (до 39 лет) поэтов Урала — от Уфы до Перми, не минуя Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Тюмень, Тобольск, а также небольшие города, вроде Мелеуза, Асбеста, Серова, но как агент литературного поля, активно его формирующий и форматирующий, по сути, сшивающий воедино поэтическое пространство Большого Урала. В частности, поэты Екатеринбурга и Нижнего Тагила, благодаря ряду фестивалей и культуртрегерской работе В. Кальпиди, прекрасно знают поэтов Перми и Челябинска, но Уфа, Тюмень или Тобольск им практически неведомы. Соответственно, поэты из «неведомых» городов также мало осведомлены об «уральском поэтическом треугольнике». Такое незавидное положение на Урале не спасает даже евразийский журнальный портал «Мегалит», охотно собирающий всех и отовсюду, но ровно из-за своей журнальной направленности никого ни с кем не знакомящий, не создающий множества живых контактов, которые значимы для литературного процесса. В этом контексте альманах «Красными буквами» приобретает статус мегапроекта регионального значения, который, разумеется, требует дальнейшего подтверждения. Ставка альманаха на молодежь кажется правильным решением: далеко не все авторы останутся в литературе региона (про общероссийскую литературу говорить принципиально не буду), однако какая-то их часть вырастет, окрепнет и превратится в классиков. Поменяться может многое, но велика вероятность, что ощущение «пануральской» общности останется.
Важной составляющей проекта, которая неочевидна в случае издания, но про которую нельзя не сказать, становится установка на литературную активность. Пока готовился первый выпуск — а сборник, который позиционируется как первый в череде задуманных, — коллектив редакторов и авторов «Красными буквами» провел на разных площадках Екатеринбурга и за его пределами целый ряд мероприятий и выставок, что заметно оживило литературную жизнь города, и так вполне живую, но будем исходить из тезиса, что поэзии всегда мало.
Сам альманах получился объемным и интересным. Хотя если обратиться к формату альманаха, то здесь есть определенные шероховатости. Пока «Красными буквами» собирались, редактировались, верстались, инициатива по объединению поэтической молодежи была перехвачена антологией «Екатеринбург 20:30» и челябинским коллективным сборником «На достаточных основаниях», составленным Янисом Грантсом. «Красными буквами» на фоне этих книг, конечно, более грандиозное издание, однако в нем ощутимее отсутствие целостности: не то чтобы все авторы писали по-разному, это как раз нормально, но все-таки заметно, что подборки готовили разные составители и это никак не отрефлектировано в самой концепции издания. К тому же сугубо формальное расположение авторов по регионам и по алфавиту стало причиной того, что книга практически не читается линейно, а выборочно, как энциклопедию, читать способен не каждый — надо, как минимум, знать какую-то часть авторов, интересоваться их творчеством.
Впрочем, любой недочет альманаха компенсируется мощной функцией открытия новых имен. А их здесь много: О. Сурикова (Асбест), Н. Александрова, Л. Антипьев, А. Ваулина, Д. Овсянникова, Д. Рогозинников, А. Роднин (Екатеринбург), Ю. Коровина, Я. Широкова (Нижний Тагил), Я. Глущенков, С. Гуляев, В. Хисамутдинов, А. Шиляева (Пермь), Д. Бобылев (Серов), А. Рудая (Сухой Лог), Ю. Елина (Тобольск), М. Цыганкова (Тюмень), М. Кривошеев, М. Кучумова, О. Лебединцева, М. Саитов (Уфа), Р. Аглиуллина,  М. Булгаков, М. Горбачев, Е. Меньшенина, А. Порошина, А. Эгардт (Челябинск) и др. Альманах собрал более 80 уральских молодых поэтов и собирается в скором времени выбрать лучшую подборку, чтобы вручить ее автору премию «Красными буквами».
Мегапроект будет реализовываться далее, и хочется думать, что представится еще не одна возможность оценить результаты.

Юлия ПОДЛУБНОВА



Константин Комаров, «Безветрие»
СПб.: Первый класс, 2013

Не долго пришлось нам ждать второй «официальной» (несамиздатовской) книги екатеринбургского автора, еще не так давно, после выхода сборника «От времени вдогонку» (2012), публично пообещавшего взять поэтическую паузу и не заниматься активной публикаторской деятельностью, чтобы собраться силами и явить urbi et orbi что-то принципиально новое, что характеризовало бы окрепший и зрелый талант. Решение это, без сомнения, похвальное, но, как иногда случается, нарушенное инициативой петербургского поэта, кинодраматурга и издателя Татьяны Богатыревой, заручившейся поддержкой Фонда Алексея Улюкаева «Финансы и развитие» и выпустившей в весьма сжатые сроки целый ряд поэтических сборников, в том числе и новую книгу Константина Комарова.
Книга получилась внушительной по объему и интересной тем, что стала своеобразным очередным итогом поэтической деятельности уральского автора, включившего в нее и тексты из предыдущего сборника, а также те, которые обошел вниманием Ю. В. Казарин, его составлявший, и абсолютно новые. Если кто-то еще не читал Комарова, то самое время начинать с «Безветрия», не побоявшись мрачноватого в контексте современности названия, хотя выбравший название поэт имел в виду совсем другое.
Нового Комарова от сборника ожидать не стоит. Перед нами, действительно, безветрие, а не стихия, сметающая старое во имя рождения чего-то доселе невиданного. Все, за что ругали и за что хвалили (ругать и хвалить могли за одно и то же) уральского поэта в многочисленных рецензиях на «От времени вдогонку»,  представлено и в книге 2013 года. Это и типичная для многих молодых поэтов сосредоточенность на своем «я», это и подражания Л. Губанову (впрочем, не без оглядки в сторону Б. Рыжего) —  как поэтические, так и жизнетворческие, это и легкий инфантилизм, совмещающий самолюбование и самоиронию, это даже в чем-то безответственность в отношении сказанного.

Безветрие. Подайте бури мне,
ведь скоро мне не надо будет бури.
Мы с зеркалом играем в буриме,
оно со смертью жизнь мою рифмует.

Придуманные пляски на ноже
кончаются нелепей с каждой строчкой;
из знаков препинания уже
я все дружней не с запятой, а с точкой…

Так и хочется сказать — неправда: до точки еще далеко, Костя излишне драматизирует и потому переигрывает. Впрочем, делает это он, надо отдать должное, не без обаяния.
Марина Палей в послесловии к книге замечает некоторую архаичность поэтической стратегии молодого автора с его ставкой на прямое лирическое высказывание и исповедальность. Такого рода архаика искупается, возможно, самоиронией, которой в текстах немало (искупается или не искупается на самом деле — можно спорить).

Зажился я… На лестничный пролет
пойду курну — убью себя немного.

А вот откровенно «партизанит» Константин Комаров, когда сосредоточенно пишет о себе как поэте и о самом процессе творчества. Словно бы пытается сказать всему миру: я — поэт, а вы как думали? Я пишу. Сомневались? Такая экзистенциальная неуверенность сильно портит творчество любого поэта, тем более — молодого. Имеет ли смысл писать стихи о стихах, когда повсюду столько всего интересного?
В общем, пока все предельно ясно, так что, милый Костя, ждем третью, ждем открытий…

Юлия ПОДЛУБНОВА