Архив

№ 9, 2005

Литобоз

Ведущий — Евгений Степанов












 

Анна Альчук. «Не БУ». М.: Библиотека журнала «ФутурумАРТ», 2005.

Графика стиха этой поэтессы не просто экспериментальная, а в некоторой степени экстремальная. Вот, к примеру «Этюд для препарированного фортепьяно»:

в хру-ст-альном МИ
РЕ после ЛЯ
(а ФА зия)ет ДО темна
кипь листьев
осени-ла СОЛЬ
бе-моль пробила
неба СИ
нь

Сей виртуальный мир распадается на поэтические атомы, восприятие которых в едином целом требует эрудиции и высокого читательского умения. Уже само название сборника говорит о том, что легкого чтения не Будет. Во всем — недосказанность, которая в сознании читающего должна развиться, раскрутиться из сжатой пружины в длинную ленту. По этой ленте, как по кинопленке, можно угадать черты сотворенной А. Альчук вселенной, полной литературных аллюзий, которая помнит традиции, но стремится открыть новое в языке, в образе, в мире. В связи с этим буквально в каждом стихотворении встречаются не только окказионализмы, но и, что, возможно, еще более ценно, открываются новые значения уже знакомых слов и понятий. Это и интересно, с точки зрения эстетической, и поучительно для коллег по писательскому цеху.

 

Татьяна Грауз. «Они прозрачнее неба». М.: Библиотека журнала «Футурум АРТ», 2005.

Прозрачность прекрасна. Она открывает для познания сущности и явления. Но не думай, читатель, что без малейшего твоего участия достанутся тебе, как дар, секреты поэтического творчества Т. Грауз и законов бытия. Процесс со-творчества неизбежен, иначе секреты так и останутся неразгаданными.
Перед читателем открыты три параллельных пути, которые ведут через художественное единство поэзии, прозы и графики. Часто необычная экспериментальная графика стихов и миниатюр помогает выстроить четкий визуальный образ, рисунки лиричны и многозначны, являясь продолжением, завершением словесного ряда.
Какая картина складывается в итоге? Самое удивительное — что она не вмещается в одномерное пространство (листа ли, наших ли мгновенных представлений), точнее даже, меняет измерения внутри себя самой. Она то сжимается до размеров коробки с китайской тушью, в которой обитает улитка, существо, вполне напоминающее человеческую душу, которая нынче боится быть обнаруженной, то обретает черты и масштабы начала времен, перетекая в библейскую эпоху.
Кстати, об улитке-душе. Поэтесса изобретает тайные записи ее снов.

Небо выжженное кислотой в
память о том, что [было], что [будет]
вчера

И вся квинтэссенция, как и положено — но, Боже мой, как редко это теперь бывает, как будто утеряна связь творившего с творимым, — заключена в эпиграфе.

Когда мои оттуда голоса
соткут дорогу в дом
я позову тебя туда
там стол и водоем
покрытый тростником бесед
и ветер со стола роняет лампу.
Лба луны не удержать в руке.

Прозрачность прекрасна. Истинное сотворчество растворяет плоть.

 

Вячеслав Воронков «Сочи и сочинцы. Воспоминания о будущем». М.: «Вест-Консалтинг», 2005.

Всегда выделяются личности, деятельность которых способствует тому, чтобы общество процветало и развивалось. Не всегда мы подобных людей знаем, хотя им есть чем поделиться с нами. Опыт — великая вещь, и, возможно, только тогда, когда мы научимся должным образом воспринимать накопленное другими людьми, то есть как часть и нашего опыта, движение наше будет совершаться только вперед.
В таком ракурсе книга, о которой пойдет речь, несомненно, значима и поучительна. Написал ее Вячеслав Воронков, бывший мэр Сочи, человек, много сделавший для того, чтобы город превратился в курорт международного уровня. Это рассказ не только о своей жизни, которая уже сама по себе могла бы послужить материалом для увлекательного романа, но и о судьбах единомышленников. Если говорить о культурном контексте эпохи В. Воронкова, то наиболее ярким явлением в нем, как считает автор, было его знакомство с Владимиром Высоцким. Вы также найдете главы, посвященные созданию Сочинского клуба его имени.
Всякий раз, когда речь касается какой-то новой важной для него темы, автор прибегает к выражению «мне хотелось бы поделиться своими мыслями». И такая манера повествования делает книгу похожей на вкрадчивый разговор по душам. Здесь Вы не найдете литературных украшений (все-таки главный пафос мемуаров — документальный), но при этом речь В. Воронкова эмоциональна, чего так порой не хватает общественным деятелям.

 

Диапазон. Антология современной русской и немецкой поэзии. М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005.

Идея русско-немецкой антологии современной поэзии давно обсуждалась в кругах поэтов-авангардистов. Наконец, она появилась на свет, благодаря совместным усилиям Гёте-института, Университета Натальи Нестеровой и поэтических объединений — ДООСА и Академии Зауми. В чем значимость и своевременность этой антологии? Во-первых, такой книги, в которой были бы представлены и немецкие, и русские современные авторы в оригиналах и переводах, еще не было в нашей истории. Во-вторых, антология выходит в момент довольно сильной близости языковых поисков в обеих культурах. Здесь читатель найдет стихи таких уже известных поэтов, как Константин Кедров, Елена Кацюба, Алексей Парщиков, Геннадий Айги, Андрей Вознесенский, Сергей Бирюков, Санджар Янышев. Среди немецких авторов выделяются Вальтер Тюмлер, Ганс Магнус Энценсбергер, Михаэль Крюгер, Аня Утлер и др.
И о каких литературных величинах ни шла бы речь, всегда возникали и возникают в их творческой биографии моменты, когда связь с читателем становится невозможной. Так, Константин Кедров, автор термина «метаметафора» и «крестный отец» метафористов, как поэт не имел выхода к читателю до конца 80-х годов. Эта же проблема прочитывается в стихотворении немецкого автора Михаэля Крюгера, вошедшем в антологию.

Воспоминание
нестойкая печать
на твоих письмах,
оттиск мирозданья.
Слишком велики покои,
которые мы себе создаем,
слишком неспешен шаг,
чтобы их измерить.
И вопрос,
как это к нам относится,
теряется
на пути почты.

Чтобы мысли, символы (времени), строчки были прочитаны и восприняты читателем в срок — создана эта антология. Никто не спорит, что время проверяет произведения на «прочность» идеалов и уровень мастерства. Но к чему это вечное «отставание» и неизменные упования на судьбу художника? Давайте идти в ногу со временем и читать современных авторов, стиль и манера которых различны — от традиционных до экспериментально-авангардных форм, — но главное, что они расширяют литературные границы.

Обзор подготовила Валентина БУРУЛА