|
|
|
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ГОРОД ВЛАДИМИРА ОВЧИННИКОВА Художник
Владимир Овчинников немногословен, сдержан и в то же время стремителен
в делах, нацелен на новые идеи и образы. Оттого и выходят книги с его
картинами ежегодно, появляются новые холсты с портретами, пейзажами, натюрмортами.
Из всех видов техники он предпочитает пастель. А с 2002 года расписывает
стены домов небольшого подмосковного города Боровска. Сюжеты о знаменитых земляках: Циолковском, адмирале Сенявине, художнике Прянишникове, промышленниках Полежаевых, виды Боровска начала XX века, выполненные по старым фотографиям, сюжет о пожаре 1857 года, когда выгорело полгорода, современные пейзажи. А еще «Окна в мир» — аллея росписей-размышлений о жизни, о человеке:
Почти всегда картины сопровождают поэтические строки замечательной поэтессы из Обнинска Эльвиры Частиковой. Ее стихи не просто раскрывают смыл рисованных композиций, но дополняют а часто и развивают мысль художника. Этот союз слова и картины, возникший еще во время работы над иллюстрированным альбомом «Боровск в живописи и поэзии» (четыре десятка художников и поэтов), перерос в семейный союз и продолжает радовать нас новыми творческими удачами. Замечательны
сюжеты Владимира Овчинникова на исторические темы: о протопопе Аввакуме,
боярыне Морозовой, шутка о Пушкине — всего около семидесяти росписей за
неполные три года работы в летний период. Стараниями художника сквозь
больные многолетней слепотой окна старых купеческих особняков проступают
образы их жителей, старинные интерьеры, цветы... А то вдруг заколоченное
окно отразит уголок современного города или что-то явно из прошлого… И
это исчезновение пустых глазниц из повседневной жизни заряжает оптимизмом:
ничто не вечно, но существует память сердца. Многочисленное сообщество боровских художников, среди которых есть и признанные мастера, пока не рискнуло подхватить и развить инициативу Овчинникова. И это не в осуждение говорю, а чтобы подчеркнуть: не всем по плечу масштабность такого дела! Сегодня эти росписи создали в городе удивительную параллельную реальность, которая воздействует на повседневную жизнь боровчан и многочисленных туристов вполне конкретно: вдруг у местных предпринимателей появилась потребность не просто устанавливать ларьки-палатки, а делать это красиво, с обустройством цветников и фонарей, а у городских властей — вдумчиво реконструировать старые торговые ряды. Граффити поколения «выбирающих пепси» вдруг проявили свою полную беспомощность и отступили стремительно и бесповоротно. Отцы города и района тактично поддерживают художника, не мешая ему, защищая от некомпетентных и просто завистливых нападок. Художник молод и перспективен. Молод душой. Его азарт, доброта, искренность передаются через росписи всем, кто попадает в поле их воздействия. Художник молод и технологиями: его удивительно современные сюжеты, написанные по, казалось бы, неподготовленной поверхности, (голой кладке силикатного кирпича, отваливающейся (иногда) штукатурке), превращают эти поверхности в органичный элемент росписи и неожиданно становятся носителями подлинной дизайнерской культуры, рукотворность которой с великим трудом в наше зализанное компьютерным совершенством время, пытаются сберечь лучшие современные мастера. К Овчинникову зачастили журналисты и телевизионщики. О нем появились заметки в центральной прессе, репортажи на общероссийских каналах ТВ. Британское агентство «Рейтер» подготовило информацию о творчестве нетитулованного российского художника из провинции. Едут туристы, специально для того, чтобы посмотреть на это удивительное явление: живопись на стенах русского провинциального городка. А местные жители уже и не представляют себе жизни без этих картин. Сегодня Эльвира Частикова и Владимир Овчинников приглашают вас на прогулку по городу, обретшему по желанию художника, многомерность и многовременность. А я лелею мечту о том, чтобы на улочках этого городка появились еще и камерные скульптуры современных признанных и неизвестных мастеров. Вячеслав ЧЕРНИКОВ
|