|
«Дар
света невечернего: сборник поэзии» / Составитель А.И. Ивинская. М.:
Христианский Восток, 2004.
Поэтический
сборник «Дар света невечернего» — это своеобразный издательский эксперимент.
На первый взгляд, перед нами обыкновенное подарочное издание: суперобложка,
твердый переплет с тиснением, глянцевая бумага, множество иллюстраций...
И при всем этом — обилие стихов. В них-то вся и загвоздка.
В последние годы на книжных полках появилось немало шикарных книг для
рассматривания. Автор таких изданий больше похож на режиссера, главная
задача которого состоит в том, чтобы отобрать то, что может быть интересно,
что может стать объектом медитации и восторга. В «режиссерских» книгах
после дизайна важнее всего не текст, а рубрикатор. И, разумеется, сам
кинематографический, экспозиционный ряд.
Сборник «Дар света невечернего» в соответствии с выбранным форматом имеет
несколько рубрик: «Ревность по дому Твоему», «Свет в земные пальцы вкраплен»
и «Не нам, не нам, но имени Твоему», где собраны стихи на соответствующую
тему. Каждую из рубрик предваряет заставка — мозаика византийских храмов.
И дальше, на каждой странице, мы видим фрагменты греческих мозаик и фресок
и миниатюры Ираклия Парджиани. Но иллюстрации на удивление очень-очень
маленькие. И призваны они скорее не заинтересовать читателя, а заставить
его погрузиться в текст.
Автор-составитель как бы пытается вернуться к традиционно понимаемому
наследию Гуттенберга и предлагает читателям просто чтение в новом формате.
Так можно расценить его дизайнерский ход.
Поэты, оказавшиеся в фокусе, небесталанны, и собраны они под одной крышей
не случайно: между ними много общего. И по возрасту — им где-то около
40 с небольшим. И по манере письма. И по интересу к метафизике.
Среди авторов выделяется священник Константин Кравцов из Ярославля. Его
легкие, музыкальные строки имеют действительно какую-то светоносную природу:
И в
неизбывном тупике,
пускай не крест еще, но все же
вот свет уже — в глубинах дрожи,
в низинах тьмы, в Его руке.
Такие стихи
словно призваны проиллюстрировать высказывание архиепископа Иоанна (Шаховского)
о поэзии: «Она есть острейшая стрела духа, проходящая через все предметы
мира, не убивая их, а оживляя».
Очень интересны тексты Игоря Меламеда, Анны Ивинской и Александра Закуренко,
написанные изнутри церковного сознания. Другие авторы, напротив, стоят
около церковных стен. В их стихотворениях оживает дух Серебряного века.
Это относится, прежде всего, к произведениям Светланы Максимовой. Поэтесса
любит примерять разные маски, создавая некое теургическое пространство,
превращать внешний мир в движение собственной души и... наблюдать за ангелами:
Ангелы
в песчаной круговерти.
Ангелы, играющие в нас...
А когда нас не было на свете,
Как же взор предвечный не погас?
Название
сборника отсылает нас к известной работе о. Сергия Булгакова «Свет Невечерний»,
а также к богословию святителя Григория Паламы. Паламистский контекст,
в который составитель помещает стихи современных поэтов, — сильный ход.
В послесловии А. Ивинская пишет об обожении тварного мира «посредством
преломления в творческом луче через частные логосы». Можно спорить с теми
или иными высказываниями автора-составителя, но нельзя не признать: стихи
наших поэтов ложатся в метафизический дискурс. Другое дело — найдут ли
они своего читателя?
Сегодня читать поэзию непросто, тем более — стихи с метафизической составляющей.
Требуется определенный порог усилий, который с каждым годом преодолевать
все сложнее и сложнее. В сборнике этот порог искусственно увеличен: стихи
помещены на золотистом с некими кругами фоне (по замыслу составителя —
это еще один отсыл к св. Григорию Паламе), что затрудняет чисто визуально
их восприятие.
Итак, стихов много. Читать их непросто. И лобовое решение проблемы собственно
чтения, увы, не получилось. По-хорошему, текста должно было быть раз в
30 меньше (не потому, что стихи плохие, а просто таковы законы жанра),
а картинки, соответственно нужно было раз в пять увеличить. Иллюстративное
издание и должно быть иллюстративным.
Борис
КОЛЫМАГИН
Эдуард
Кирсанов. «В кромешной тьме я маленькая точка» / Редакторы-составители
Л.В. Павлова, И.В. Романова, О.А. Смагина. Смоленск, 2005.
В Смоленске
вышла книга Эдуарда Кирсанова, поэта, который навсегда останется тридцатилетним...
Его не стало в ноябре 2003 года... Книгу подготовили друзья Эдуарда по
студии «Персона» Лариса Павлова, Ирина Романова, Ольга Смагина.
Эдуард был одним из самых одаренных и ярких авторов своего поколения.
Таким он и предстает в книге, где впервые объединены его стихи, переводы,
проза, драматические опыты, эссе, а также воспоминания о нем, стихотворные
посвящения друзей.
Творчество Эдуарда было безусловно экзистенциально. Разумеется, он пристально
всматривался в поэтическое наследие предшественников и современников,
был редким уловителем энергий авангарда. И поиск привлекал его в первую
очередь возможностью сказать несказуемое. Здесь мне хочется сказать: сколь
бы внимательно и методологично мы ни читали поэта, все равно останется
существенная часть неразгадываемого. И эта часть как раз и есть, вероятно,
тот магический кристалл поэзии, ее сущность...
Я хотел бы передать читателям то совершенно невероятное ощущение, которое
испытал при чтении книги Эдуарда, и я не знаю, как это передать... Может
быть, только через вот это стихотворение из книги ушедшего от нас поэта:
Разрезать
вещь и вынуть смысл
Я тороплюсь.
Не быть боюсь.
Хочу успеть
Все рассмотреть, расставить, разложить,
И жить,
Бессмысленно горя,
И умереть от сентября.
А книга
названа строчкой Эдуарда «В кромешной тьме я маленькая точка...»
Сергей
БИРЮКОВ
Иван
Жданов. «Избранное». Киев: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2004.
Иван Жданов
сумел сделать в поэзии немало — в жестких доспехах силлабо-тоники развить
новый подход к слову.
Жданов показал и доказал, что смысла в поэзии быть не должно; его метафоры
не имеют практически никакой семантической нагрузки, абсолютно интуитивны
и даже спонтанны. И это хорошо. Смысл речи — речь. Смысл красоты — красота.
Вот, например, стихотворение «Ниша и столп» (с. 84).
Словно
с древа ходьбы обрывается лист онемевшей стопою,
словно липовый мед, испаряясь подвальной известкой,
застилает твой путь, громоздя миражи пред тобою,
выползает из стен и в толпе расставляет присоски…
Красиво?
Очень. Есть ли смысл в метафорах? Очень туманный. «Словно с древа ходьбы
обрывается лист онемевшей стопою». Уверен, что, например, если заменить
слово «древа» на слово — первое пришедшее в голову! — «года», ничего не
изменится. Шарлатанство ли это? Нет. Это скорее шаманство. Музыка в текстах
Жданова и является смыслом.
Что плохо? Плохо то, что у Жданова только один прием… Он совершенно отсталый,
глубоко провинциальный версификатор. Его техника устарела на сто лет.
Рифмы — стопою/тобою/ рыданье/назиданье/ было/ослепило. И т.д. И т.п.
Привожу примеры только из одного стихотворения «Ниша и столп». Такое ощущение,
что Иван Федорович прочитал мало книг. Разве это достоинство поэта?
Евгений
СТЕПАНОВ
|