Архив

№ 4, 2004

Литобоз

Ведущий — Евгений Степанов











Вяч. Вс. Иванов. Лингвистика третьего тысячелетия. Вопросы к будущему. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Книга, написанная знаменитым академиком, рассчитана не только на узкую научную среду. Иванов работает на стыке лингвистики и публицистики. Некоторые главы особенно интересны: «Языки большого города»; «Языковая биография личности»; «Синэстезия: Хлебников, Рембо, Скрябин».
Лингвист пишет о языке с любовью и печалью, приводя разнообразные (в том числе и шокирующие) факты. Например, «всего в мире в конце завершившегося века было больше 6000 языков» (с. 89), но многие уже на стадии исчезновения. «…Из 187 индейских языков Северной Америки 149 уже не выучиваются детьми» (с. 89). На земле еще остаются «неописанные языки, часть которых скоро исчезнет бесследно» (с. 79).
Думаю, что глава «Языки большого города» будет особенно интересна и приятна жителям СНГ. Еще две цитаты. «Третьим по численности в Лос-Анджелесе является армянское меньшинство» (с. 110). И армянский язык — третий. После испанского и английского.
«Пятый из языков индоевропейской семьи, представленных значительной группой населения в Лос-Анджелесе, — русский» (с. 111).
Ученый выступает за развитие мультилингвистического сообщества, и в этом он солидарен со многими учеными, в частности, с Умберто Эко (см. его статью «Заметки для федерации полиглотов» во втором номере журнала «Дети Ра»). «Объединение всех людей в ноосфере предполагает раскрытие возможностей каждой из используемых ими знаковых (а, следовательно, и языковых) систем. Только развитие того, что вносит каждая традиция (в частности, языковая), может сделать реальным их объединение» (с. 100).
Как показывает эта книга, лингвистика довольно тесно связана даже с политикой. Иванов обращает внимание на выявленный еще Романом Якобсоном евразийский языковой союз (с. 27), что позднее, уже в наше время, позволило академику Искакову обосновать реальность существования Славяно-Евразийского политического союза. Но в начале было слово.

 

Константин Кедров. Стихи райского тела. М.: Издательство В. Гоппе, 2004.

Тираж этой уникальной книги — 15 экземпляров. Она сама — произведение искусства.
Не говоря уже о качестве стихов.
Кедров, конечно, невыдуманный виртуоз слова.
Вот фрагменты замечательного стихотворения «ХОЛИН» (с. 8):

небес себе бе
крутит бес себя ебя
Бес снует беснуется

Кедров делает в поэзии примерно то, что Пикассо делал в живописи.
Выворачивая слово наизнанку (по-кедровски это значит инсайдаут), автор показывает его скрытый, потаенный смысл. Не описывает действительность, но создает ее.
Но одно мастерство, холодное мастерство, не обеспечивает успех стихотворению. Еще все-таки нужна душа.

Мои начальники хрусталь и ночь
Мои помощники печаль и пламя
(с.10)

Это сказано с душою. Сказано поэтом.

 

Линор Горалик. Недетская еда. М.: ОГИ, 2004.

Линор Горалик опубликовала очень любопытную книжку. Дневник. Дневник писателя, поэта. Нехитрый метод Линор Горалик напоминает метод незабвенного Джамбула Джабаева. Пишу о том, что вижу. И этот метод — в нынешних условиях, условиях весьма насыщенной жизни автора! — оправдывает себя. Ибо видит Линор многое. И разные страны (Израиль, Америка, Англия…), и многих незнаменитых, но колоритных и одаренных людей (Александр Гаврилов, Илья Кукулин, Станислав Львовский и т.д.). Очень хорошо, что в ее дневнике нет (или почти нет) попсовых персонажей, культовых героев. Есть те реальные люди, которые автора окружают. И вот Линор удается их опоэтизировать. Цитировать книжку можно долго и радостно. Каждая фраза — отточенное, законченное произведение.

* * *

…несчастная женщина, на которую не оборачивались даже грузины в Ялте… (с. 32).

* * *

Оля Прохорова: «Что делать, если у вас на глазах исчезающее животное ест исчезающее растение? (с. 44).

* * *

Есть чужой Сыр и пить чужой Суп. Не удивляйся, когда у тебя родится чужой Сын.
(с. 44)

Словом, в книге не только хиханьки-хаханьки, но и вполне серьезные, даже трагичные мысли, вполне реальные, а, следовательно, в условиях России абсолютно сюрреалистичные истории. Дневник, похожий на прозу. Проза, похожая на поэзию.

 

Поэтика исканий, или Поиск поэтики. Материалы международной конференции-фестиваля «Поэтический язык рубежа ХХ — ХХI веков и современные литературные стратегии. Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Москва, 16 — 19 мая 2003 г. / Редактор-составитель: Н.А. Фатеева; Редакторы художественной части: А.А. Альчук, С.Е. Бирюков. М., 2004.

Академические ученые, а также сами литераторы (Николай Байтов, Сергей Бирюков, Дмитрий Пригов, Александр Бубнов, Константин Кедров, Елена Кацюба…) анализируют современные течения в русской поэзии.
Представлены новые опыты в стихах и прозе таких известных авторов, как Дмитрий Авалиани, Наталия Азарова, Анна Альчук, Сергей Бирюков, Александр Горнон, Рафаэль Левчин, Света Литвак, Вилли Мельников, Ры Никонова, Сергей Сигей, Александр Федулов и другие.
Книга констатирует факт: есть такая литература.

 

Рита Бальмина. ИЗ БРАННОГО. Нью-Йорк: Chlenskiy Publiching, 2004.

Рита Бальмина — одна из интереснейших поэтесс Нью-Йорка. Отточенный эффектный стиль. Опоэтизированная проза. Трагическая нота. Шутки — в сторону.

На кораблике из газеты
Я плыву от ладоней отца
К своему некрологу.

Жаль, что в книгу не вошло замечательное стихотворение «Я знаю на улице Алленби каждую шлюху в лицо» (см. «Дети Ра» № 3).

 

Виктор Ахломов. Россия в лицах. На рубеже эпох. М.: ИД «Авангард», 2004.

Ахломов за годы своей работы сделал портреты многих выдающихся людей, в том числе подлинных авангардистов — Дмитрия Шостаковича и Виктора Шкловского, Софьи Губайдуллиной и Игоря Бутмана…
В альбоме портреты наших современников — поэтов Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского, Константина Кедрова и Елены Кацюбы, прозаиков Фазиля Искандера и Владимира Войновича и многих-многих других.
Замечательно, что на каждой фотографии — автографы запечатленных персонажей.
Вот, например, портрет Андрея Синявского (с. 146). На фотографии симпатичный самоироничный автограф — «На добрую память от старого дурака.
А. Синявский
Paris,
1989 г.»
Чем не смешанная техника?!
Удивительное дело: большинство героев книги улыбаются. Улыбаются суровые Шолохов, Искандер, Гейченко, Рихтер, Лихачев… Видимо, правду говорят, что когда фотограф кого-то фотографирует, он прежде всего делает автопортрет. И, конечно, в этом смысле замечательные фотографии Виктора Ахломова не спутаешь ни с чьими другими.