![]() |
АрхивЛитература других регионов. Драматургия. Константин КЕДРОВ ГОЛОСА
роман-пьеса
Печатается с сокращениями. Окончание.
Начало читайте в №№ 3, 4 (2004), 5-10 (2005) * * *
Юрий Батурин (политик и космонавт). В космосе самое интересное — экипаж.
Лев Толстой. Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна. Никто не видит, как растет трава и зреет зерно. Конфуций. Я знаю, как ловить рыбу, — она в воде. Я знаю, как ловить птицу, — она в воздухе. Знаю, как уловить змею и крота в земле. Но где и как ухватить дракона? Дракон. Я знаю, как проглотить Конфуция. Но как сожрать Лао-Цзы? Лао-Цзы. Дракона надо ловить в себе. Я. Слово «бесконечность» надо заменить «необъятностью». То, что бесконечно для одного, вполне объемлемо для другого. Бабочка, живущая один день, вряд ли в состоянии представить жизнь человека, а человек, живущий 70 лет, не понимает, что значит один день бабочки. Если человек поймет бесконечность дня бабочки, он почувствует вечность. Спиноза. Итак, совершеннейший человек ни о чем так много не думает, как о смерти. Я. Спиноза умер 42-х лет от роду от туберкулеза. Спиноза. Сам я об этом ничего не знаю и знать не хочу. Ибо существующее по определению существует, а не существующее по определению не существует. Смерть — не существование. Следовательно, ее нет. Вечность — существование, следовательно, она есть. Александр Лазаревич. Спиноза говорит, что все связано цепью причин и следствий, а по-моему, кругом один хаос. Философ Зарбабов. Был у нас в МГУ семинар по необходимости и случайности. Руководитель бухтел нам про закономерность. Мол, случайность — частный случай закономерности. Утром шел на семинар по Моховой, у троллейбуса верхняя чашечка сорвалась и по темени. Наповал. На том семинар и закончился. Вовка. Перед вами, детки, утка. Она большая прости- те, дети, это слон. Он огромен и силен. У него, как у китайца, Выросли большие... уши. Перед вами гага-птица, Она мороза не боится. Целый день сидит в гнезде, Ковыряется... в пуху. Знаешь, что такое бесконечность? Я. Не знаю. Вовка. Папе зделали ботинки, не ботинки, а картинки. Папа ходит по избе, бьет мамашу по пи- зделали ботинки, не ботинки, а картинки. Папа ходит по избе, бьет мамашу по пи- зделали ботинки... Номер в детском саду
Ванька.
Я приехал из дерёвне На Марусю поглядеть. Вижу, здесь народу много, А Маруси совсем нет. Маруся. Здравствуй, Вантя. Ванька. Здравствуй, Мантя. Маруся. Ты откуда? Ванька. Из деревни. Обещал тебе я, Мантя, Лапти новые принесть. Маруся. Что ты, Вантя, одурелый? Буду лапти я носить! Я могу, по крайней мере, Калоши новые купить. Куратор профкома литераторов. Мы созданы для того, чтобы не было праздношающихся и безнадзорных литераторов. Мы должны принимать всех, кто печатается, даже тех, кто сидел в тюрьме. Заместитель куратора. Мы должны принимать даже тех, кто будет сидеть в тюрьме. Я. Только я вступил в профком литераторов, чтобы не быть обвиненным в тунеядстве, как в газете «Советская культура» появляется статья «Крыша», где черным по белому написано, что так называемые профкомы стали крышей для сомнительных личностей и тунеядцев. Профком прикрыли, но, к счастью, обрушилась и советская власть. Жена Лота
И сказал Лот жене своей: «Не смотри на меня, как я возлежу с наложницами». И жена Лота свято соблюдала запрет. Но однажды пришли странники и по обычаю сначала возлегли с дочерьми Лота, а потом потребовали самого Лота вместе с женой. Жена Лота узрела, как странники возлегли с Лотом, и тотчас превратилась в соляной столп. Странники бросили Лота и стали жадно ее лизать. Им не хватало соли. С тех пор кто бы ни приходил к Лоту, первым делом лизали его жену, а уж потом требовали дочерей и хозяина. И чем больше они ее лизали, тем ласковей становились и безотказней. Так что возникла пословица: «Хочешь полизать жену Лотову?» Так говорили жены мужьям, кои всем пресытились и желали солененького. Царь Соломон велел поставить жену Лотову в святая святых и приходил к ней, пресытившись сорока наложницами на ложе. И тотчас оживал Соломон и возвращался к наложницам, славя праведного Лота за то, что у него такая праведная жена. Жена Лотова весила ровно пуд после того, как превратилась в соляной столп. Потому появилась пословица-иносказание: «Я с ним пуд соли съел». И все понимали, о чем на самом деле шла речь.
Якунин. Сразу после путча Пономарев привел к нам Гайдара и Чубайса. Они сидели, как школьники, а мы спрашивали, что они собираются делать, если войдут в правительство. Тем временем к Ельцину привели Святослава Федорова, и была опасность, что назначат его. Ельцин вызвал нас для консультации. Мы сели за стол. И тут я вдруг почему-то стал кричать и даже бить кулаком по столу: «Если вы не назначите Гайдара, Демократический союз уйдет в оппозицию! Имейте это в виду!» Ельцин. Хорошо, мы примем к сведению ваше мнение. Якунин. Через два часа премьером был назначен Гайдар. А Ельцин говорил мне. «Глеб Палыч, обращайтесь, приходите ко мне в любое время». Но вскоре он запил, и все подступы блокировал Коржаков. Мария Федоровна. Стали меня таскать на политзанятия. И вручили брошюру Маркса. Я им говорю: — Кто это переводил? — А что такое? — Здесь написано: «Борьба борьбуется борьбою». — Это диалектика. — Это просто галиматья, безграмотный перевод! Маркс. Жизнь — это борьба. Путин. Тэквандо. Вот встретились на ковре, поклонились, а могли бы просто в лоб дать. Я. Мы с Леной в последние годы часто ходили в гости по очереди то к маме, то к Марии Федоровне. Но иногда совмещали посещения. Однажды после мамы пришли к Марии Федоровне. — Бабушка Маня, мы сегодня не голодны. Мы к вам от мамы. Мария Федоровна. Конечно! Наелись там всего жирного. Алла Демкова (песня на выпускном вечере 68-ой школы г. Казани, 1960 г.). Ветер стучит в нашей комнате, В окнах сквозит синева, Слушайте, люди, но помните Эти простые слова. Найдешь любовь — храни ее, Пусть она тебе светит в пути. Смотри не оброни ее, Потому что другой не найти. Жаль, что когда-то не знали мы Истины этой простой, Жаль, что любовь потеряли мы Давней ненастной порой. Найдешь любовь — храни ее... Рабинович. В 69 лет я могу сказать, что, при всей любви к еврейскому народу, считаю, что национальность не главное. Сослуживец. Конечно! К тому же, хоть ты и Рабинович, но мама у тебя русская. Рабинович. У меня мама русская? Ничего подобного. У меня... у меня нормальная мама. Аза Алибековна Тахо-Годи (принимает экзамен у студентки Литинститута). Расскажите о праздновании фаллического культа в Древней Греции. Студентка. Греческие девушки шли на праздник с цветущими фаллосами в руках. Тахо-Годи. С какими? Студентка. Одни несли цветущие фаллосы, другие с уже созревшими плодами. Студент Литинститута. Я нашел стихи обалденной немецкой поэтессы — Марии Рильке. Вешатель
И вышел вешатель вешать. И вот одного он повесил вкривь, а другого вкось, а третьего прямо. И все сказали: «Раньше он вешал вкривь и вкось, а теперь он вешает прямо». Но от этого никому не легче: ни тем, кого он повесил, ни тем, для кого он повесил. Ни тому, кого он повесил вкось, ни тому, кого он повесил вкривь, ни тому, кого он повесил прямо. И никто не сказал спасибо вешателю за его нелегкий труд. А ведь он так старался повесить прямо.
Машинский (берет с лотка огурец, нюхает). А они у вас свежие? Продавец. Да разве огурец может быть несвежий? Машинский. А сколько стоит? Продавец. 3 рубля 60 копеек. Машинский (кладет огурец обратно). Несвежий. Продавец (шепотом). Жидовская морда. Розалия Давыдовна, жена Машинского (на теплоходе в ресторане). У вас есть какое-нибудь пирожное? Официантка. Нет. Розалия Давыдовна. А сдоба? Официантка. Нет. Розалия Давыдовна. А вафли? Официантка. Нет. Розалия Давыдовна. Ну, хоть какое-нибудь печенье? Официантка. Нет. Розалия Давыдовна. Ну, тогда принесите хотя бы хлеба. Официантка. Хлеб кончился и до конца рейса не будет. Розалия Давыдовна. И что же у вас есть? Официантка. Сметана, только несвежая. Я. После вкушения сметаны весь дальнейший рейс сопровождался поносом. Поэт Виль Мустафин (стихи 1962 г.). Вы ночью отцов расстреливали, А утром мам. А после нас по детдомам. Там цветов кадушки, Там для слез подушки, Красота, Тар-та-та-та-та. А вы? Вы «за» были. Вы забыли, Как вами, Как в живот ногами, Били. Вовка. Я опять сижу в окопах И имею бледный вид. У меня замерзла ж..., Это значит — моросит. Дождик, дождик... Мы не сеем и не пашем, Не валяем дурака, С колокольни х...м машем — Разгоняем облака. Дождик, дождик... Как в колхозе «Красный лапоть» Бригадир наряд дает: «Вы ходите на работу, в ж...у е...ный народ!» Дождик, дождик... Александр Лазаревич. «Философ Зарума обрезал себе ресницы, чтобы не спать. Из них выросло чайное дерево. С тех пор чай отгоняет сон». Учитель (школьнице). Да что тебя, сахаром не кормят, что ли? Ничего не соображаешь. Школьница (понурив голову). Не кормят. Учитель. Кто съел мел? Я спрашиваю, кто съел мел? Я. Мел регулярно съедали все. В организмах школьников не хватало кальция. Песня. Позвони мне, позвони, Даже если х... не встанет, Все равно счастливым станет, Позвони мне позвони... Стих. Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто на урок приносит бутерброды. Песня. Если вас учитель выгонит из класса, Если вам не в радость светлый коридор, Вы в буфет зайдите, пирожок купите, Пирожок с повидлом — это очень хорошо. И улыбка, без сомненья, Вдруг коснется ваших глаз, И хорошее настроение Не покинет больше вас. Учитель. Кто выпил чернила? Я спрашиваю, кто выпил чернила? Я. Чернила тоже пили. Все понемногу и все по очереди, а иногда за компанию. Учитель. У всех фиолетовые губы, как у покойников. Постыдились бы слегка. Анекдот. Встречаются две подруги. — Ты почему опоздала? — Понимаешь, я на улице встретила своего гинеколога. — И он что, узнал тебя в лицо? Песня (50-е годы). Что за прекрасная земля вокруг залива Коктебля — совхозы, б..., колхозы, б..., природа. Но портят эту красоту сюда приехавшие ту- неядцы, б..., моральные уроды. Спит тунеядец под кустом, не занимается трудом и спортом, б..., и спортом, б..., и спортом. Нет идеалом никаких, одна девчонка на троих и шорты, б..., и шорты, б..., и шорты. Вид у девчонки страшно гол, куда же смотрит комсомол и школа, б..., и школа, б..., и школа. Один купальник лишь на ней, а под купальником, ей-ей, Все голо, б..., все голо, б..., все голо. Сегодня парень водку пьет, а завтра планы продает Родного, б..., советского завода. Сегодня парень в бороде, а завтра где — в НКВДе. Свобода, б..., свобода, б..., свобода. Присказка. Шел я лесом, песню пел. На меня медведь насел. Я хотел его обнять, Он сказал: «Е...на мать!» Александра Павловна. Вот фреска страшного суда. Грешники жарятся в аду. Но понимать надо символически. Адский огонь — это муки совести. Котик. А как понимать само воскресение? Ведь мертвые выходят из земли, из воды, из огня и даже из пасти зверя живыми и невредимыми. Александра Павловна. Это символ духовного возрождения. На самом деле умершие не воскреснут. Котик. А Христос? Александра Павловна. Это, конечно, сказка. Я. Не знаю, как там после смерти, а при жизни умершие воскресают и становятся все более близкими и реальными. Меня не интересует, что там после смерти. Мне важно, что здесь и сейчас. Иоанн Златоуст. Христос воскрес, и нет ни одного мертвого во гробах. Епископ Сергий. Это он хватанул. Как же ни одного мертвого, если все кладбища забиты? Я. Кладбища забиты телами убитых, а воскресают их души. И воскресают в нас. Юрий Любимов. Опять оптимизм? Я. Простите великодушно, больше не буду. Любимов. То-то. Надежда Владимировна. Костенька! Я что-то не пойму. Я воскресла или не воскресла? Я. Пока я жив, ты жива. А когда меня не будет, останется эта пьеса. И каждый раз, когда ее будут читать и слушать, мы все будем воскресать. Александр Лазаревич. Вот это и есть настоящий театр. Театр начинается не с буфета, а с воскресения. Я. А вечная жизнь продолжается на сцене. Любимов. А уже со сцены плавно переходит в фойе, в буфет, в метро, в троллейбус. Я. В жигули, в тойоты, в мерседесы. Любимов. Ну, это уж вы хватили. В жигули куда ни шло, а в тойоты — это уж слишком. Александр Лазаревич и Лев Толстой. А надежней всего пешком. Я. По-вашему, чем меньше скорость, тем ближе к вечности. Любимов. Вот именно! Тише едешь — дальше будешь. Так что, пожалуйста, расходитесь тихо. Можете включить ваши телефоны и пейджеры. И умоляю вас, не оставляйте жевательную резинку на спинках кресел. Константин Кедров (Москва) — поэт, критик, издатель. Родился в 1942 году в Рыбинске. Окончил историко-филологический факультет Казанского университета и аспирантуру Литературного института им. А.М. Горького. Кандидат филологических наук, доктор философских наук. Преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького (1973 — 1986). Издатель и главный редактор «Журнала Поэтов», член редколлегии журнала «Дети Ра». Номинант на Нобелевскую премию. Автор многочисленных книг и публикаций.
|